Особенности увольнения за коррупционные правонарушения

16.10.2016

Современный этап борьбы с коррупцией характеризуется важнейшимы качественнымы изменениями. Главной сферой приложения усилий законодателя вполне естественно cтала государственная служба. Конечно, предстоит еще значительная работа по установке правильного вектора применения антикоррупционных мер на госслужбе. Для сферы государственных закупок таким фактором коррупции могут быть существенные отклонения цены в заказах различных государственных органов, а для сферы оказания админуслуг – наличие судебных решений, устанавливающих незаконность отказа в праве на админуслугу.

Степень общественной опасности коррупции в высших должностях госслужбы огромна. Ее масштабы совершаемых на этом уровне коррупционных правонарушений, основные меры противодействия коррупции должны быть сосредоточены именно здесь, а не распыляться по младшим должностям государственной службы, лишенным организационно-распорядительных полномочий.

Бороться с этим законодатель предлагает введением обособленной системы мер дисциплинарной ответственности, с которой связан и особый порядок дисциплинарного производства.  Основное значение утраты доверия в том, что оно завершает систему мер ответственности, выполняющих пресекательную антикоррупционную функцию – устранение коррумпированного лица. В уголовном законодательстве аналогичную роль играет лишение права занимать должность, в административном – дисквалификация.

Особенностью дисциплинарных взысканий за правонарушения в сфере противодействия коррупции является то, что, уличив госслужащего в таком правонарушении, представитель нанимателя не может обвинить его в коррупции (хотя в ряде случаев антикоррупционная проверка способна установить, например, признаки коррупционного преступления и передать материалы правоохранителям, уполномоченным на возбуждение соответствующих уголовных дел).

Несмотря на строгость законодательной формулировки: «подлежит увольнению в связи с утратой доверия» за совершение проступка, входящего в особый перечень, представитель нанимателя зачастую применяет наиболее мягкое из возможных взысканий – и суды встают на его сторону.

Содействуют в борьбе с коррупцией и юридические компании. Одной с таких является юридическая консалтинговая компания «Салекс», которая предлагает услугу оформления такого документа как справка о коррупции, необходимого для участия в тендерах и государственных закупках.

Следует разделять коррупционное преступление и предпосылки к нему.  Поступая на госслужбу гражданин сознательно и ответственно согласился с принятием установленных в законе ограничений и иными требованиями, поэтому если государственный служащий умышленно и тайно нарушает эти требования (открывает счет в банке и занимается предпринимательской деятельностью) вполне логично презюмировать, что данное лицо склонно к совершению более серьезных правонарушений, тем более, что нарушение требований к поведению наделяет его для этого возможностями либо мотивом (конфликт интересов) для коррупционных деяний.

Поэтому увольнение в связи с утратой доверия и временное лишение права занимать должности госслужбы представляется оправданной мерой в таком случае. Но неразборчивое применение этой меры (без учета степени вины и умысла нарушителя) приведет лишь к улучшению отчетных показателей борьбы с коррупцией, создавая иллюзию успешной борьбы. Обеспечить принцип неотвратимости наказания за коррупцию крайне непросто.

 

Все публикации

  Помочь нам

© 2007—2017 Хостинг картинок PicShare.ru

Оптимизация сайта — Студия Губенского

Яндекс цитирования